Воскресенье, 19.05.2024, 08:14

Педагогический ринг Натальи Маренковой

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

      

    Человек становится личностью, лишь приобщаясь к духовным ценностям, которые обеспечивают его целостность, его гармонию, его включённость в социум. Деятельность и педагогов и, прежде всего родителей, особенно трудна в условиях смены ценностных ориентаций, когда нет идеалов, к которым следует стремиться, но, не смотря на это, мы с вами призваны отстаивать ценности, спасающие ребенка, подростка от духовной нищеты и культурной ограниченности, помогая и уча   преодолевать трудности, приобщая к мировой культуре, помогая осваивать новые социальные роли, определённые правовые и нравственные нормы и ценности.

    Досуг - чудесное пространство для развития культуры. Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности.

    Содержательный отдых и досуг, наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей ребёнка, играют большую роль в его развитии.

    Занятие ребёнка в свободное время не только развивают у него определённые качества, но и организует его, придают ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности.

    Необходимо помнить, что досуг - это и время отдыха, и свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Это и сфера развития способностей, реализация интересов, применение знаний в новой ситуации, отличной от урока и свободное общение с разными людьми, что является в федеральных образовательных стандартах нового поколения реализацией такого важного направления как внеурочная деятельность.

    Таким образом, можно утверждать, что досуг - необходимая часть жизни любого человека, в особенности ребёнка, подростка, который находится в активном процессе развития. 

    Так что же такое ДОСУГ?

    Дословный перевод этого слова означает в английском языке  "быть свободным", во французском - "быть разрешенным", в переводе с древнегреческого означает  "серьезную деятельность без необходимости давления ", что подразумевает выбор и отсутствие принуждения.

    Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

    Конечно же,  досуг-это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

    Досуг в существенной степени ответственен в  формировании характера ребенка, в части таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

    Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье.

    Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств.

    Досуг  может помочь ребенку, подростку реализовать то лучшее, что в нем есть.

    Досуг формирует и развивает личность.

    Досуг помогает с профессиональным самоопределением

    Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.

    Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости.

    Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.

    Досуг способствует познавательной деятельности

    Досуг стимулирует творческую инициативу детей.

    Досуг способствует удовлетворению потребностей личности.

    Досуг способствует формированию ценностных ориентаций.

    Досуг выступает как своеобразная "зона ограниченного вмешательства взрослых".

    Досуг способствует объективной самооценке детей.

    Досуг формирует позитивную "Я - концепцию".

    Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

    Досуг способствует самовоспитанию личности.

    Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

    Досуг детей - свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей  

    Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

     

    Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

    Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы.

    Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п.

    Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.

    Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.

    Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

    Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

    Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) 

    Жизнедеятельность современных подростков предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющий преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил.

    Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

    Таким образом, дети, которые активно участвуют во внеурочной деятельности: участвуют во внеклассных мероприятиях, посещают кружки и секции, занимаются во внешкольных учреждениях  - умеют распределять своё свободное время, правильно организовать свой досуг, учатся контактировать с людьми и приобретают положительный социальный опыт, что не мало важно для успешной учёбы и их социализации.

    Каким же образом реализуется досуг школьников в Добринском лицее?

    Летом – это организация отдыха детей и подростков  на оздоровительной площадке – развлечения, походы, купание на Хопре, общественно-полезный труд.

    На осенних, зимних и весенних каникулах – разнообразные мероприятия развлекательного и познавательного характера.

    В учебное время  - организация кружковой работы, проведение всевозможных мероприятий, работа библиотеки.

    В этом учебном году на базе лицея и филиалов работает 41 кружок, где занимается 98% от общего количества обучающихся, которые имеют возможность выбрать интересное им направление досуговой деятельности.  Это и спорт, и творчество в разных его проявлениях, и экология, и  здоровьесбережение, и информатика и многое другое.

    Кроме того, большая  часть школьников задействована во внеклассной работе – это не только деятельное участие в различных мероприятиях, КТД, акциях, десантах, конкурсах, но и планирование этой работы, разработка сценариев, выпуск лицейской газеты, буклетов, создание видеороликов, проведение соцопросов и т.д.

    В течение первого полугодия было проведено около десяти общелицейских мероприятий, школьники поучаствовали  более чем в 40 районных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, где одержали 14 побед, заняли 19  призовых мест. Это огромная работа по заполнению детского досуга, проведена в тесном сотрудничестве с вами, наши уважаемые родители!

     

    Школьная библиотека – это еще одна из  зон проведения детского досуга. Поэтому назрела необходимость в ее модернизации.

    О роли библиотеки в проведении детского досуга и о том, какой станет наша  библиотека в недалеком будущем, расскажет  наш библиотекарь

     Выступление библиотекаря  

    Лицеем созданы необходимые условия для того, чтобы обучающиеся могли с пользой провести свой досуг. Проведя небольшое анкетирование, в котором поучаствовало 94 человека,  мы узнали, что

    у 55 из них свободного времени достаточно и лишь один сказал, что свободного времени нет вообще.

    Согласно полученным результатам практически все из опрошенных (90 чел) посещают кружки, секции, музыкальную школу – отдавая предпочтение спортивному направлению. Радует то, что 71 ребенок часто проводит свой досуг вместе с  семьей, но есть и такие, кто предпочитает провести досуг  в компании друзей (54 чел) или вообще в одиночестве (10 чел). Основными занятиями по заполнению досуга в названы просмотр телевизора, компьютер, общение с друзьями (63 чел) и лишь 30 человек в свободное время читают книги.

    По сравнению с  другими детьми, проживающими в сельской местности, нашим детям повезло. В Добринке есть возможность с пользой провести свободное время. Это и замечательный каток, где зимой проходят встречи по хоккею, а летом он становится  спортивной площадкой,  где не только проходят соревнования по футболу, но и все желающие могут заняться спортом. Это  Хопер и чудесная природа, кроме того, это учреждения культуры – сельский клуб, музыкальная школа, сельская библиотека. Практически уже сложилось единое социокультурное пространство, в котором  объединились лицей и вышеперечисленные учреждения, работа в этом направлении ведется постоянно, постепенно складываются хорошие традиции, и в проведении больших массовых мероприятий участвуют все сообща. Эти традиции необходимо поддерживать и в будущем. Хотелось бы, чтобы на территории Добринского поселения в недалеком будущем действовали  молодежные клубы по интересам, тем более, что начало положено Уваровым М. Г, который ведет шахматный клуб.

    Какие возможности по заполнению детского досуга предоставляет сельский клуб, расскажет его директор 

    Далее слово предоставляется представителям музыкальной школы и библиотеки.

     

    Но есть и оборотная сторона досуга – мнимый досуг –  это бесцельное времяпрепровождение, спровоцированное  неумением проводить свое время,  приводящее к асоциальным поступкам.

    К сожалению, в  ученическом коллективе есть и такие дети, которые не охвачены деятельностным досугом ни в лицее, ни в семье и не желают заниматься чем-либо интересным и полезным – их досуг мнимый, к чему может привести такой досуг, расскажет социальный педагог Фетюхина Т.В.

     

    Выступление социального педагога


    Проект решения:

    1) Необходимо активизировать включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность.

    2)  Силами лицея, сельского клуба, библиотеки, сельской администрации организовать единое социокультурное пространство, для   осуществления активного досуга  детей, подростков и молодёжи.

    3) Специалисту по делам молодежи при сельской администрации при поддержке всех вышеперечисленных учреждений начать работу по развитию молодежного движения, клубов по интересам, на основе сложившихся традиций, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, и которые необходимо сохранять.

    4) организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых.  5) Сформировать целостную систему воспитания в различных сферах деятельности - в семье, в лицее, в досуговых учреждени



    Источник: http://материалы Интернета
    Категория: Мои статьи | Добавил: natik (23.12.2013)
    Просмотров: 7644 | Комментарии: 1 | Теги: Досуг, семья, подросток, социум | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: